НОВОСТИ

Малицкий: Хотите писать о хоккее?

19:18 13.12.2009

Автор: Олег Малицкий, Омск

Фото: dinamoriga.eu

 

Хотите писать о хоккее? Без проблем! Сегодня для этого у вас есть все возможности. Это даже просто вопрос цены. Да-да, можно всё посчитать, как в известной рекламе. «Ноутбук – 25 тысяч рублей. Диктофон – 5 тысяч. Аккредитация – бесценна…». Подавайте заявку от любого издания, хоть от печатного, хоть электронного, хоть газеты такелажников Крайнего севера, хоть сайта болельщиков «ГазМяса» - и вот вы уже хоккейный репортёр во всей своей красе. Всё очень просто!

 

Что-то? Жанры? Приёмы? Стиль? Языковой портрет?! Не бойтесь, всё это иметь в арсенале уже давно не обязательно. Перед начинающим аналитиком всё это, как на витрине, разложено по сайтам и газетам. Нужно лишь взять, освоить и применить на практике. И – добро пожаловать в профессию!

 

Сегодня нам доступны тонны информации о хоккее в различных открытых источниках - и все эти тонны лежат там впустую. Потому что способы подачи перестали успевать за временем. Если десять лет назад корреспондент мог с упоением рассказывать о том, как Максим Сушинский «получил шайбу по центру площадки, обыграл защитника и с кистей поразил дальнюю девятку», то сегодня всё это за пять секунд покажет вам телевидение в прямом эфире, да с повторами. А если пропустили – не беда, есть «Ютюб». И пересказ этого момента спустя несколько часов на сайте или на следующий день в газете, по сути, уже никому не нужен. Но пересказы появляются, причём шаблон сидит, что называется, на шаблоне, и шаблоном погоняет.

 

А выдумку и неординарность, - авторство! - «убивает» прямым выстрелом в голову необходимость оперативной подачи «инфы». И контрольный выстрел делает редакторская установка, уж в Интернете (в газетах всё-таки немного, видно, не так) распространившаяся, такое впечатление, практически повсеместно - не надо лучше, надо больше. Какое к чертям качество?! Количество. Больше текстов. Больше кликов. Эх ма! Мы первые в Интернете!

 

Но на самом деле проблема «инфы» ещё и в том, кто её подает. Вы можете видеть их микст-зоне, на пресс-конференциях, иногда – в ложе прессы во время игры. Имя им – легион. Они редко здороваются и никогда не задают хоккеистам и тренерам своих вопросов – им с лихвой хватает чужих. Потом, во множестве «изданий», словно в кунсткамере, можно увидеть эти вопросы и ответы на них - измененными до уродливой неузнаваемости. Хотя нет, один-единственный вопрос они освоили. Звучит он в микст-зоне, обращённый друг к другу при виде игроков, убийственно просто: «А это кто?!»

 

Галопом по Европам – вот главный принцип сегодня. Шайба налево - шайба направо. И выходят километры никому не нужных текстов, терабайты информации, не несущих ровным счётом ничего. Удивительно ли, что герои материалов отвечают «взаимностью». Типичный диалог тренера с журналистом:
- Задавайте быстрей свои вопросы, меня автобус ждёт.

- Как оцените сегодняшнюю игру?
- Ну, мы предупреждали ребят, что соперник непростой. Они нас услышали. Благодарен им за самоотдачу. Спасибо, мне пора.

 

Уж лучше бы вообще не было этих вопросов, потому что в представлении большинства хоккеистов и тренеров, хоккейный журналист ныне – это тот, кому хоккей, в принципе, не очень понятен и не совсем интересен, тот, у кого нет вопросов, кроме пары банальных, а также тот, кто обязательно переврёт всё сказанное. Поэтому в общении надо или ограничиваться общими фразами (какие вопросы – такие ответы), или вообще от журналистов бегать через столовую (всё равно ж что-то там напишут-припишут).

 

И самое неприятное в том, что в последнее время такие убегающие оказываются чертовски правы.

В НХЛ, разумеется, и клубы для прессы и болельщиков открыты побольше, и обёртка, в которую информация заворачивается, покрасивше, да только суть – та же, что у нас. На миллион общих вопросов и миллион таких же ответов находится лишь крупица небанального. Аналитика бывает просто крышесносящая. Или, как когда-то читал материал, в котором причины неудачного выступления аутсайдеров подавались так: «эти команды находятся внизу, потому что мало выигрывают. А выигрывают они мало потому, что пропускают больше, чем забивают». Чистая правда. Кристальный анализ! Или, как не раз читаю, с таким авторским отрывом, что начинаешь даже верить - один он умный, всезнающий и всевидящий, автор. А все остальные - недалёкие набитые дураки.

 

Я это всё к чему. Да к тому, что мне, с радостью, не скрою, принявшему предложение снова сотрудничать с новым «Всем Хоккеем», очень хотелось бы видеть «Весь Хоккей» не таким. Не «инфой», которой побыстрее, да побольше, побольше. Но – именно что информацией, которая, как известно, к размышлению.

 

Хотелось бы делать «Весь Хоккей» вычищенным от шаблонов. От банальных отчётов, после которых остаётся пусто в голове. От угловатых интервью, набитых общими фразами, большинство которых – плод обработки автором односложных ответов главного героя на чужие вопросы. От всего того, что делает чтение пресным, а хоккей, в глазах читателя – банальным и неинтересным.

 

Я знаю, для этого придется работать совсем по-другому. Нет, не так. Для этого придётся работать, чёрт побери! Но если нет, то и начинать всё это не имело бы никакого смысла, правда? А мы – начинаем!

 


О колумнисте «Всего Хоккея»
Малицкий Олег Олегович - спортивный журналист. Родился 19 июня 1980 г. в Омске. Выпускник филологического факультета ОмГУ.
О хоккее пишет с 1999 г.
Комментатор и ведущий на омском ТВ. Работал собственным корреспондентом «Московского Комсомольца», «Советского спорта», еженедельника «Весь хоккей»/ «Футбол.Хоккей», сайта «Чемпионат.ру». Корреспондент/обозреватель/колумнист «Всего Хоккея».

КОММЕНТАРИИ
Женя ()
А критику коллег-журналистов можно писать с меньшим количеством ошибок? С пунктуацией у автора не всё в порядке.
22:34 06.01.2010
Crba ()
На это можно ответить совершенно банально интернетовским штампом "падонкаф" - слишком много букв - ниасилил... Всё это можно было выразить в 4-х 5-ти фразах - информационно было бы правильно, эмоционально не прошло бы... Так что возражать против "терабайт информации, не несущих ровным счётом ничего." нужно аккуратнее, а то так можно и себя высечь, как та вдова...
01:26 22.12.2009
Наташа ()
А мне нравится :))))))))))
15:40 20.12.2009
Евгений (Ерунда)
Мне не нравится Малицкий.
12:10 19.12.2009
bobka ()
Согласен с автором! Олег, надеюсь Вы знаете пути решения проблемы... Буду следить за молодым сайтом, надеюсь не подкачаете! Пы.Сы. Формат:-"Баааалдёж! Наша сборная супер-мега, круть.... Человечки, Вы наши любимые!!! :) Вот Олежка Сапрыкин, оййййй, а там Лёшка Морозов пошёл!!!!!" (не буду показывать пальцем), тоже не очень подходит для хоккейного сайта, претендующего на свой стиль и формат! "Такой хоккей нам не нужен" (с)
02:45 19.12.2009
Маруся (+++++)
Олег, отличная статья !!! Я уж начала думать, что в сегодняшнем хоккее это нормальная практика задать 3-4 пустых вопроса, а потом перепечатывать их по всем газетам. Надеюсь у Вас получится хотя бы чуть-чуть изменить этот формат :) Успехов!
13:49 17.12.2009
1111 ()
Олег, в микст-зоне сперва все тв-журы(ага-ага) спросят все свои вопросы, а потом хоккеисты уже автоматом уходят в раздевалку и приходится их останавливать. Так, крик души.
12:39 17.12.2009
Кубанцев ()
известно кто так работает.. имя им не легион, а КОПИПАСТЕРЫ. чемп, спорт.сру, олхокк... эксклюзив время от времени дают только сэкс, совспорт.. а еще как ни странно - лайф.ру и шайбу-шайбу
21:13 16.12.2009
brave (Браво!)
Наконец-то стали появляться люди, которые не считают "клики". Удачи вам!
11:28 16.12.2009
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Имя:
Заголовок:
Текст:
© 2002-2009 Все права защищены.
По вопросам получения прав на использование материалов обращайтесь по адресу [email protected]
При любом использовании материалов гиперссылка на сайт vhockey.ru обязательна